Операционные системы и программное обеспечение на платформе zSeries

Электронный бизнес и требования к IT-инфраструктуре


С середины 90-х годов руководители многих компаний во всем мире начали осознавать, что истинное значение Internet заключается не в просмотре Web-страниц и пользовании электронной почтой, а в тех новых возможностях, которые он открывает для совершенствования деловых процессов, сокращения затрат и увеличения прибыли предприятий. Электронный бизнес - это не просто электронный вариант торговых сделок, его задача - использовать современные технологии для реорганизации бизнес-процессов с целью улучшения обслуживания клиентов.

Предприятия должны уметь быстро реагировать на запросы, постоянно модернизировать свои бизнес-процессы, идти в ногу с современными технологиями. Реализовать это можно, лишь сформировав достаточно гибкую IT-инфраструктуру, способную быстро внедрять новые технологии и своевременно изменять направленность и функциональные возможности приложений.

Выделяют четыре основные фазы перехода предприятий к модели электронного бизнеса.

Чаще всего предприятия начинают с размещения в Web сведений рекламно-ознакомительного характера о себе, используя Internet как способ информирования клиентов о своей деятельности. Такое применение Internet не может заметно увеличить прибыльность компании. Более существенных результатов можно достичь, перейдя в следующую фазу электронного бизнеса, когда заказчикам предоставляется доступ к основным информационным ресурсам компании с тем, чтобы они могли запрашивать нужную им информацию, например, выяснять состояние банковского счета или совершать реальные онлайновые сделки. Поскольку в этих сделках задействованы конфиденциальные данные, такие, как номера банковских счетов или кредитных карточек, предприятия вынуждены формировать безопасную среду для работы своих приложений.

Следующая фаза - предприятия адаптируют свои бизнес-процессы к новым технологиям, реорганизуя при необходимости всю деятельность компании, переориентируя ее на удовлетворение потребностей заказчиков и предоставление им новых услуг. К новым услугам можно отнести, например, возможности интерактивно заказывать товары и услуги, проверять наличие товара на складе и быть в курсе состояния своих заказов в течение всего процесса их выполнения.
Для таких типов приложений электронного бизнеса требуется сквозная интеграция и полная прозрачность всех процессов в рамках организации.

Наконец, четвертая фаза - это объединение бизнес-процессов компании с бизнес-процессами партнеров и клиентов.

Компания IBM в 2002 году анонсировала свое видение современной фазы развития электронного бизнеса, назвав ее <электронный бизнес по требованию> (business on demand).

<Бизнес по требованию - это способ организации деятельности предприятия, при котором его бизнес-процессы интегрированы с бизнес-процессами ключевых бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов и способны быстро реагировать на любые потребности заказчиков, перспективные рыночные возможности и внешние угрозы> [6.2].

Для поддержки <электронного бизнеса по требованию> информационная инфраструктура (IT-инфраструктура) должна быть гибкой, масштабируемой, надежной, самоуправляемой, экономной. Она должна обеспечить возможности [6.1]:

  • быстрого создания и развертывания приложений, разработки приложений на основе открытых стандартов;
  • работы в гетерогенной среде;
  • включения в орбиту электронного бизнеса любых устройств, новых партнеров, поддержки новых языков и национальных стандартов при минимизации объема работ по изменению кодов и повторному развертыванию приложений.


Построение такой IT-инфраструктуры связано с деятельностью в трех направлениях:

  • интеграция (Integration): создание средств для взаимодействия и совместной работы персонала, унифицированного представления и взаимодействия рабочих процессов, доступа в реальном времени к распределенной и разнотипной информации;
  • автоматизация (Automation): внедрение средств автоматизированного управления информационной инфраструктурой;
  • виртуализация (Virtualization): применение эффективных современных методов размещения и использования информационных, вычислительных и других видов ресурсов информационных систем.


Интеграция должна обеспечить следующие возможности:

  • оперативного взаимодействия и совместного доступа к данным сотрудникам предприятия, поставщикам и клиентам;
  • доступа к данным в любое время и с помощью любых средств (телефон, карманный компьютер и пр.);
  • быстрой адаптации пользователей к изменениям в информационной системе (путем использования стандартных интерфейсов, порталов для доступа к приложениям и т.д.);
  • взаимодействия приложений на основе использования общепринятых стандартов и открытых технологий;
  • оперативной модернизации старых приложений и перестройки бизнес-процессов при изменениях в бизнесе;
  • доступа к данным независимо от их источника, местоположения и платформы;
  • консолидации данных.




Для таких типов приложений электронного бизнеса требуется сквозная интеграция и полная прозрачность всех процессов в рамках организации.

Наконец, четвертая фаза - это объединение бизнес-процессов компании с бизнес-процессами партнеров и клиентов.

Компания IBM в 2002 году анонсировала свое видение современной фазы развития электронного бизнеса, назвав ее <электронный бизнес по требованию> (business on demand).

<Бизнес по требованию - это способ организации деятельности предприятия, при котором его бизнес-процессы интегрированы с бизнес-процессами ключевых бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов и способны быстро реагировать на любые потребности заказчиков, перспективные рыночные возможности и внешние угрозы> [6.2].

Для поддержки <электронного бизнеса по требованию> информационная инфраструктура (IT-инфраструктура) должна быть гибкой, масштабируемой, надежной, самоуправляемой, экономной. Она должна обеспечить возможности [6.1]:

  • быстрого создания и развертывания приложений, разработки приложений на основе открытых стандартов;
  • работы в гетерогенной среде;
  • включения в орбиту электронного бизнеса любых устройств, новых партнеров, поддержки новых языков и национальных стандартов при минимизации объема работ по изменению кодов и повторному развертыванию приложений.


Построение такой IT-инфраструктуры связано с деятельностью в трех направлениях:

  • интеграция (Integration): создание средств для взаимодействия и совместной работы персонала, унифицированного представления и взаимодействия рабочих процессов, доступа в реальном времени к распределенной и разнотипной информации;
  • автоматизация (Automation): внедрение средств автоматизированного управления информационной инфраструктурой;
  • виртуализация (Virtualization): применение эффективных современных методов размещения и использования информационных, вычислительных и других видов ресурсов информационных систем.


Интеграция должна обеспечить следующие возможности:

  • оперативного взаимодействия и совместного доступа к данным сотрудникам предприятия, поставщикам и клиентам;
  • доступа к данным в любое время и с помощью любых средств (телефон, карманный компьютер и пр.);
  • быстрой адаптации пользователей к изменениям в информационной системе (путем использования стандартных интерфейсов, порталов для доступа к приложениям и т.д.);
  • взаимодействия приложений на основе использования общепринятых стандартов и открытых технологий;
  • оперативной модернизации старых приложений и перестройки бизнес-процессов при изменениях в бизнесе;
  • доступа к данным независимо от их источника, местоположения и платформы;
  • консолидации данных.



Содержание раздела